Универсальная доильная установка УДМ-8

Главная » История доения » Универсальная доильная установка УДМ-8

В 1956—1958 гг. Всесоюзным научно-исследовательским институтом сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ) была разработана универсальная доильная установка УДМ-8, которая в 1958 г. про­шла государственные испытания и реко­мендована Техническим советом МСХ СССР в серийное производство.

Установка предназначена для доения коров, фильтрации, охлаждения и транспортировки молока, кормления коров кон­центратами во время доения, подачи воды для охлаждения молока, нагревания воды для мытья аппаратуры и подмывания вы­мени коров. Она может работать на паст­бище, в летнем лагере и на ферме как при беспривязном содержании коров, так и при содержании их на привязи.

Основные агрегаты установки: доильные станки (2 независимые секции по 4 станка в каждой); силовой агрегат; транспортная рама; передок; комплект оборудования доильной и моечной маги­стралей; устройство для разлива молока по флягам; комплект оборудования водо­проводной магистрали; передвижная элект­ростанция ЭС-7 мощностью 3,6 квт с комп­лектом электрооборудования.

Каждая секция станков состоит из рамы, дверец, дуг, крыши и двух бункеров для хранения концентратор. Рама собирается из двух сварных продольных панелей, ко­торые между собой соединяются при по­мощи болтов двумя глухими поперечны­ми панелями и одиннадцатью поперечны­ми планками. Поперечные панели крепят­ся в передней и средней частях рамы.

Передняя (по ходу машины) панель имеет шейку для крепления передка. Сред­няя панель глухая, состоит из двух про­дольных и двух поперечных труб и листа толщиной 1 мм, сваренных между собой. Все панели изготовлены из квадратных (42X42X2) и прямоугольных (40X25X2) труб. Поперечными панелями рама делит­ся на 6 отделений — четыре для размещения коров, шириной 800 мм каждое и два для крепления бункеров и размещения доильной и моечной аппаратуры шириной по 560 мм.

Отделения для коров  закрыва­ются с одной стороны дверцами, а с дру­гой дугами, благодаря которым коровы не могут выйти из станка без помощи доильщика. В нижней части дверец крепятся кормушки. Крыша состоит из рамы и козырька, сваренных из прямоугольных труб. Козырек шарнирно крепится к ра­ме. Во время работы он посредством трех распорок удерживается в гори­зонтальном (с небольшим уклоном) по­ложении, а при транспортировке откиды­вается вниз. Рама и козырек обтянуты брезентом.

Бункера предназначены для хранения в них запаса концентратов, дозирования и подачи их в кормушки во время доения. Они изготовляются из стальных листов толщиной 1 мм, склепанных между собой. В нижней части каждого бункера имеется камера для хранения корма, а в верхней — два скатных желоба с выходом вбок, по которым корм с помощью совка подается в кормушки. Для облегчения работы при загрузке и подаче корма передняя стенка бункера сделана откидной. Каждый бункер комплектуется дозирующим совком емко­стью до 1,3 кг.

Силовой агрегат представляет собой металлический шкаф (рама, обшитая с трех сторон стальными листами толщи­ной 1 мм), в котором смонтированы: охладитель молока и молочный насос с электродвигателем, вакуум-насосный агре­гат и кипятильник. Над шкафом установ­лен двухсекционный бак для сбора нагре­той воды, поступающей в него из кипя­тильника. В одной секции накапливается кипяток, используемый для мытья аппара­туры, во второй — теплая вода, предназна­ченная для подмывания вымени. На одной из боковых сторон бака смонтированы перепускные краны и водомерные стекла. Шкаф оснащен парой пневматических ко­лес, укрепленных на трубчатой оси. По­следняя вставлена в специальные пазы.

Вакуум-насосный агрегат состоит из ро­тационного вакуумного насоса РВН-100, вакуумного регулятора, электродвигателя и вакуум-баллона, на котором крепятся все части агрегата.

Ротационный вакуумный насос состоит из литого чугунного корпуса, в котором имеется горизонтальный цилиндр с двумя крышками, в них крепится (в подшипниках) ротор. В крышках имеется лабиринт, по которому движется откачиваемый и выбрасываемый наружу воздух. Лабиринт слу­жит и для улавливания выбрасываемого из насоса масла.

Ротор в цилиндре располагается эксцен­трично. В нем имеются пазы, в которых свободно движутся в радиальном направ­лении четыре лопатки. Когда ротор вра­щается, все лопатки под действием центро­бежной силы прижимаются к внутренней поверхности цилиндра. Из-за эксцентрич­ного расположения ротора в цилиндре лопатки то погружаются в пазы, то вы­ходят из них, вследствие чего объем пространства между соседними лопатками изменяется. Насос имеет устройство для заливки и контроля масла.

Вакуум-регулятор служит для поддержа­ния постоянной величины вакуума в магистрали. Он состоит из корпуса, в кото­ром укреплены пружина, клапан с дву­мя регулировочными гайками и крышка с сеткой. Изменение вакуума в системе достигается посредством натяжения пружины (регулировочными гайками). При повыше­нии вакуума сила, действующая на клапан, превысит усилие, создаваемое пружиной, клапан приоткроется и в систему поступит воздух.

Вакуум-баллон представляет собой ци­линдр, сваренный из листовой стали тол­щиной 2,5 мм с вваренными по торцам сферическими донышками. Одно из доны­шек имеет штуцер, к которому присоеди­няется вакуум-провод. В вакуум-баллоне имеются: опорные площадки для вакуум-насоса и электродвигателя, патрубок для присоединения всасывающего патрубка вакуум-насоса; штуцер, в который ввер­тывается вакуум-регулятор; окно с крыш­кой и спускной кран, расположенные о нижней части, опорные лапы. Вакуум-насос приводится в действие электродвигателем мощностью 1,7 квт при помощи клино­ременной передачи. Электродвигатель кре­пится к основанию болтами, пропущенны­ми через специальные текстолитовые втулки, изолирующие электродвигатель от корпуса машины.

Охладитель предназначен для охлажде­ния молока, поступающего по молокопроводу от доильных аппаратов. Он состоит из корпуса, верхней крышки, распредели­тельного корыта и поддона. Корпус пред­ставляет собой цилиндр с двойными алю­миниевыми стенками. Внутренний цилиндр имеет гофрированную поверхность, наруж­ный имеет на торцах кольцевые фланцы с вваренными шпильками. Цилиндры сва­риваются между собой по верхней и ниж­ней кромкам. Между внутренним и наруж­ным цилиндрами имеется винтовой канал, по которому снизу вверх противотоком движется охлаждающая вода. По внутрен­ней поверхности внутреннего корпуса сверху вниз тонкой пленкой стекает моло­ко и собирается в поддоне. В верхней и нижней частях наружного корпуса на про­тивоположных сторонах вварены штуцера для отвода и подвода охлаждающей воды. Поддон представляет собой сферический прозрачный сосуд с фланцем, изготовлен­ный из органического стекла. В центре его имеется отверстие и патрубок, на ко­торый надевается шланг молочного насоса.

В крышке охладителя имеются два пат­рубка: горизонтальный для подвода мо­лока и вертикальный для откачивания воз­духа. Вертикальный патрубок имеет снару­жи и внутри крышки. На его внутреннюю часть надеваются две фильтрующие тарел­ки из нержавеющей стали, которые удер­живаются на крышке специальной гайкой. Во время работы между тарелками зажи­мается фильтрующая ткань.

Под крышкой помещается распредели­тельное корыто, которое верхней отборто­ванной кромкой удерживается в верхней части цилиндра охладителя. Корыто пред­ставляет собой цилиндрический противень высотой 40 мм, изготовленный из алюми­ниевого листа толщиной 2 мм. По всей окружности нижней кромки корыта под углом 45° просверлены отверстия, через которые молоко из корыта попадает на рабочую (гофрированную) поверхность охладителя.

Молочный насос служит для откачивания молока из охладителя (из-под вакуума) и подачи его под давлением в цистерну или фляги. Насос состоит из корпуса, в кото­ром размещены червячная пара и криво­шипно-шатунный механизм, крышки с кла­панным устройством и диафрагмы. Насос установлен на специальном основании и приводится в действие электродвигателем мощностью 0,27 квт посредством клино­ременной передачи. Электродвигатель на­соса изолирован от корпуса при помощи текстолитовых втулок.

В установке использован переоборудо­ванный серийный кипятильник непрерывно­го действия марки КНД-14, производитель­ностью 150 л в час. Кипятильник работает на дровах и угле.

Транспортная рама состоит из трубчато­го каркаса с платформой, прицепного устройства и колесного хода с домкрата­ми. Конструкция колесного хода и домкра­тов такая же, как у силового агрегата. По­средством болтов транспортная рама жест­ко соединяется с задними стойками одной из секций доильных станков (вторая сек­ция таким же образом соединяется с сило­вым агрегатом). Передок состоит из свар­ной рамы с дышлом, поворотного круга и пары пневматических колес.

В комплект оборудования доильной и моечной магистрали входят доильные ап­параты (стаканы, пульсаторы, коллекторы, шланги), молокопровод и специальное устройство, с помощью которого осуще­ствляется наблюдение за процессом молокоотдачи, учет удоев при контрольных дойках, мойка и хранение доильных аппа­ратов.

Указанное устройстве состоит из специ­ального четырехпозиционного крана и доильного ведра с двумя сменными крыш­ками. Одна из крышек (крышка-молоко­мер) имеет поплавок со стержнем указа­телем, трубку, в которой перемещается стержень, шкалу с делениями и патрубок. В нижней части ведра имеется второй патрубок. Кран состоит из корпуса, проб­ки и стеклянного сосуда, укрепленного в нижней части корпуса. В корпусе имеется трубка, нижняя крышка которой на 1—2 мм не доходит до дна смотрового устройства. На корпусе размещены четыре наружных патрубка, соединяющиеся с молокопроводом, нижней камерой коллек­тора, верхним и нижним патрубками вед­ра. Пробка имеет ряд каналов, которые при повороте ее соединяются с соответ­ствующими отверстиями и патрубками корпуса крана.

По окончании дойки доильное ведро за­полняется холодной и затем горячей во­дой (или моечным раствором), в него опу­скается доильный аппарат, через который просасывается моющая жидкость и промы­вает аппарат. Хранится аппарат в ведре.

При проведении контрольных доек на ведро ставится крышка-молокомер. Патруб­ки крана соединяются с патрубками ведра (крышки и нижним). Молоко проходит че­рез смотровое устройство, но не в моло­копровод, а в доильное ведро, где накап­ливается до момента окончания выдаива­ния. При этом поплавок со стержнем всплывает и стержень, останавливаясь про­тив соответствующего деления шкалы, ука­зывает количество надоенного молока. Вся система, в том числе стержень, переме­щающийся в трубке, работают под ваку­умом.

После записи удоя кран устанавливается в положение «отсос». При этом через один из каналов крана и верхний патрубок крышки происходит впуск воздуха в ведро и одновременный отсос молока из ведра в молокопровод. При отсосе доильный аппарат отключен. Во время работы кран устанавливается в двух положениях «молокопровод— закрыто» при доении в моло­копровод и «ведро—отсос» при доении в ведро.

Благодаря этому устройству можно точ­но фиксировать момент окончания выдаи­вания, что, в конечном счете, повышает производительность труда доильщика. Это же устройство предохраняет от передерж­ки аппаратов.

В комплект оборудования моечной ма­гистрали входят трубопровод теплой и го­рячей воды и шланги с воронками и кранами, посредством которых осуществляется подмывание вымени коров и заливка мо­ечных ведер.

Охлажденное молоко диафрагменным насосом может перекачиваться в любую емкость. Обычно в процессе перекачива­ния молока во фляги требуется работник для периодической замены наполненных фляг пустыми. Чтобы избежать этого, в установке предусматривается устройство для разлива молока одновременно во фля­ги с автоматическим регулированием, ко­торое состоит из лотка с крышкой и па­трубком для присоединения к молочному насосу. В дно лотка вварено 8 патрубков, имеющих в нижней части опорные флан­цы. В каждый патрубок вставляется кре­стообразный стержень, на конце которого припаян поплавок. Последний опущен во флягу. Стержень с поплавком имеет воз­можность легко перемещаться в патрубке. При наполнении фляги поплавок подни­мается и своей верхней плоскостью при­жимается в нижней плоскости опорного фланца. При этом поступление молока во флягу прекращается.

В комплект оборудования водопровод­ной магистрали входят: фригаторный бак, центробежно-вихревой насос марки 1СЦВ-1.5 со встроенным однофазным электродвигателем, укрепленный на баке и шланги, оснащенные соединительными шту­церами. Фригаторный бак предназначен для охлаждения воды, поступающей в охладитель, льдом, находящимся в баке.

Электрооборудование установки: пере­движная электростанция ЭС-7 мощностью 3,6 кет, кабель КРПТ длиной 40 м, элек­трощит, смонтированный в шкафу силового агрегата, светильники с лампочками и электропроводка, укрепленные в доильных станках. На щите установлены: 2 пакетных выключателя и 2 пакетных переключателя со звезды на треугольник электродвигате­лей молочного и вакуумного насоса. Там же смонтирован понижающий трансформа­тор (220/12) и пакетный выключатель, че­рез которые получают питание лампочки, освещающие доильные станки.

Техническая характеристика УДМ-3 (уни­версальная с параллельным расположе­нием станков): доильных станков 8 (или 4), способ доения — молокопровод, доильные аппараты 3-тактные, число доильных аппа­ратов 8 (или 4), производительность дояр­ки до 40 коров в час, потребляемая мощ­ность — 2,6 квт, производительность водонагревателя — 150 л/час, производитель­ность охладителя 350 л/час, расход воды на мытье аппаратуры и подмывание выме­ни 100 коровам 60—70 л, расход охлаждающей воды — 1000 л/час, расход льда на 100 л молока 30 кг.

Габаритные размеры 1 секции станков (мм) в рабочем положении: длина 5640, ширина 2400, высота 2300, в транспортном положении: длина — 7620, ширина 1500,

высота 2300. Вес (кг) — 2100.

Обслуживающий персонал — 2—3 чело­века.

Описание технологического процесса работы УДМ-8. Коровы заходят в доиль­ные станки. Доярка совком высы­пает в кормушку порцию корма, затем подмывает вымя коровы и одевает доиль­ные стаканы. Один работник обслуживает четыре доильных аппарата. Выдоенное мо­локо по молочным шлангам подается в мо­локопровод, откуда поступает через фильтр на охладитель, из охладителя насосом от­качивается в цистерну или фляги. Для охлаждения молока вода насосом подает­ся в фригаторный бак со льдом. Орошая лед, вода охлаждается, засасывается насо­сом и прогоняется через секции охлади­теля снизу вверх. Молоко стекает тонкой пленкой по гофрированной поверхности охладителя и подается насосом в разли­вочное устройство, из которого затем раз­ливается одновременно в 8 фляг. Поступ­ление молока в наполненную флягу автоматически прекращается.

Экономический эффект от применения универсальной доильной машины УДМ-8 по сравнению с ранее выпускавшейся уста­новкой ПДУ-1 составляет более 15 тыс. руб­лей в год. Универсальная доильная уста­новка УДМ-8 с 1959 г. будет выпускаться Пятигорским машиностроительным заводом Ставропольского СНХ. Стоимость ее с пол­ным комплектом оборудования — 22 тыс. рублей.

Вернуться к списку новостей